Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий. Появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.
Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Оптимальным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением обучающихся на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения.
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося включают объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Нормативная база
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 16.
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
- Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации N 06-1254 от 30.09.2009 г.
Локальные акты
- Положение о применении ГБОУ школа №246 электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
- Модель организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.
- Положение о дистанционном обучении детей-инвалидов.
- Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с применением дистанционных форм обучения.
- Заявление на ДО.
Рекомендуемые универсальные ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий:
- Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы.
- ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры.
- Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.
- Учи.ру.Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов, а также математике и английскому языку 5 - 9 классов.
- Лекториум https://www.lektorium.tv/. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
- Интернет урок https://interneturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе.
- Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся на дому. (Документ)
С момента получения образовательным учреждением Логинов и Паролей для доступа к Порталу дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru), где расположены интерактивные курсы по основным предметам школьной программы, обучающиеся и их родители, законные представители, будут дополнительно информированы о работе Портала, особенностях его работы и способах взаимодействия с преподавателями.
Инструкции по использованию портала https://do2.rcokoit.ru/:
Дополнительная информация:
- Инструктивно-методическое письмо"О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" (приложение).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 "О применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"